Александр Рогожкин о драйвинге в России
https://www.traditionrolex.com/42
https://www.traditionrolex.com/42
Если даже бегло кинуть взгляд на контент конноспортивных СМИ, то становится очевидным перевес интереса в пользу олимпийских дисциплин конного спорта. Реже внимание привлекают пробеги и вольтижировка, а вот драйвинг, как-то совершенно незаслуженно, остается вне поле зрения прессы. Редакция horsetimes решила исправить эту досадную несправедливость и поговорила с председателем Комитета ФКСР по драйвингу Александром Рогожкиным.
horsetimes: Александр Викторович, как Вы думаете, в чем причина того, что в России драйвинг не столь популярен по сравнению с другими конными дисциплинами?
В этом вопросе я не был бы столь однозначным. Есть разные точки зрения. Неоспоримо одно: в российских правилах по виду конный спорт есть дисциплина «драйвинг». Кроме того, она признана в мире. Она развивается. Движение вперёд есть и ощутимое. Это главное! На мой взгляд, только турниры по драйвингу могут привлечь новых людей в эту дисциплину. Чем больше турниров, тем больше потенциальных спортсменов.
horsetimes: Насколько это финансово-затратный вид? Сколько экипажей нужно команде на 1 соревнования, сколько лошадей?
Чтобы содержать спортивный четверик нужно иметь примерно 12 лошадей плюс коневоз на 6 голов и экипаж, а ещё выполнять квалификационные спортивный требования. И нужны деньги, так как должна выезжать полноценная команда, чтобы не было такой ситуации, как у нас, когда сам готовишь экипаж, упряжь, смотришь маршрут и т.д. Но, к сожалению, мы испытываем финансовые затруднения. Нужно понимать, что государственного финансирования неолимпийских видов спорта никогда не будет, нужны частные инвесторы. До определённого времени они были. Сейчас их число уменьшилось.
horsetimes: Где приобретается амуниция для драйвинга? Исключительно за границей или уже есть какое-то российское производство?
К сожалению, российских конных магазинах для драйвинга нет практически ничего. Даже профессиональных перчаток купить невозможно! Верховых хватает на неделю. Заказываем через интернет-магазины, привозим из Европы. Раньше многое шили самостоятельно, но сейчас уже почти никто этого не делает. Есть, впрочем, шорники, которые под заказ шьют прекрасную надёжную упряжь. Я, например, заказываю в Белоруссии, там есть хороший мастер Александр Знак, у него упряжь европейского качества.
horsetimes: Существуют ли российские породы лошадей, способные проявить себя в драйвинге?
Понятно, что лошадь — это основа драйвинга, как и всего конного спорта. В мире есть много достойных пород под этот вид спорта, и, как правило, все хвалят свои. У нас в стране востребованы орловцы. Почему? Да всё просто. Это самая доступная легкоупряжная лошадь в России. В большинстве своём орловцы не пугливые, выносливые, обучаемые. Немаловажно, что цена этих лошадей доступна.
Однако у них есть и очень много минусов, и главный в том, что орловец — это рысак, и с этим ничего не поделаешь. Своеобразный рысачий ход никуда не спрячешь. Отсюда — масса проблем в дрессаже: прибавленную и собранную рысь нужно учить отдельно, галоп тоже. Часто вместо прибавленной рыси идёт мах и размашка. Всё потому, что орловцы выводились под другое предназначение, другую упряжь, под прямые дороги, под бега. В русской упряжи лошадь находится в станке: у вас есть две оглобли, дуга и больше ничего. В драйвинге же лошадь управляется как верховая, со всеми вытекающими требованиями.
Такие популярные в Европе легкоупряжные породы, как, например, ольденбургская или большие верховые лошади, как голландская теплокровная (KWPN) или великопольская больше приспособлены к драйвингу, чем орловец. У них совершенно другой природный аллюр. Как с орловцем такого достичь? У меня, например, в работе два орловца 8 и 12 лет. У одного проблема: вместо прибавок идёт размашка. Занимаемся, занимаемся, вроде всё хорошо, как вдруг в самый неподходящий момент, на турнире, раз и вылезет природный мах.
Рысак — это такой длинненький «вагончик», который просто не может нормально, в понимании классики дрессажа, держать спинку, никогда у него не будет движения от задних ног, как у верховой лошади, у него задние ноги работают как циркуль. Для соревнований в нашей стране эти лошади ещё годятся, но на международный уровень — сильно сомневаюсь. В девяностые годы в Европе покупали наших орловцев для драйвинга, но сегодня, - посмотрите результаты чемпионата мира прошлого года в Австрии, - ни одного!
horsetimes: С какого возраста спортсмен может заниматься драйвингом? Есть ли какие-то специализированные школы, клубы?
В России есть 40 экипажей детей. Два года назад Международными правилами разрешили детский драйвинг, они могут заниматься с восьми лет, но я не очень хорошо к этому отношусь. Раньше 12 лет, на мой взгляд, ребёнку в драйвинге вообще делать нечего. Права на управление автомашиной вообще в 18 дают. Начинать лучше в 13-14, до этого возраста, мне кажется, у ребёнка нет достаточно сил. Но это лично моё субъективное мнение. К решению Комитета отношения не имеет. Есть у нас прекрасные детские клубы: Зоопарк, Белка, Музей Орловского рысака, где ребята занимаются и достойно выступают. Но в этой дисциплине есть очень много моментов, для которых нужна банальная физическая сила. Даже чтобы остановить маленького пони, если лошадь понесёт или перевернёт экипаж. Обратите внимание, все наши взрослые девушки, занимающиеся драйвингом, физически очень сильные.
horsetimes: Как на сегодняшний момент выглядит российская турнирная таблица? Какие самые крупные турниры, самые многочисленные зачеты?
Что касается спортивных четвериков и пар - в России их почти нет. В связи с этим дисциплину драйвинг в 2016 году переименовали в Драйвинг одиночных упряжек и Драйвинг одиночных упряжек лошадей ниже 150 см (пони). Это даёт право проводить полноценные Турниры - Кубок России и Чемпионат России. Также специально в Российском регламенте по драйвингу мы ввели отдельную категорию «Пони до 120 см». Потому что лошадь меньше 120 см в холке не может выполнить все необходимые требования международного регламента, а у нас ну очень много шетленов, поэтому были внесены такие допущения.
horsetimes: Как и где проводится тренинг лошадей для драйвинга?
Сначала планируется подготовительный период тренинга лошадей. У каждой из них свой график подготовки. В недельном цикле учитываются все виды работ: от основ верховой езды до упряжных аэробных и анаэробных нагрузок. В месячном цикле немало внимания уделяется выносливости.
Драйвинг включает три этапа: паркур, дрессаж и марафон. Также он развивается по двум направлениям: в манеже и на открытых площадках. Так называемый indoor (драйвинг в закрытом помещении) имеет серьёзные отличия от драйвинга на открытом воздухе, в манеже свои особенности. Я больше чем уверен, что лошади участников мирового кубка четвериков, которые бегают в закрытых помещениях, на открытых площадках не выступают. Но у нас зима длинная, стартов мало, и приходится выступать и в манежах, и на улице на одних и тех же лошадях, поэтому их приучают к самым разным условиям соревнований.
Я почти всегда работаю лошадей на улице. Здесь их окружает множество раздражающих факторов: погодные условия, шумы, смена обстановки должны быть для любой лошади предсказуемыми. В тоже время в помещении у моих лошадей всегда возникают проблемы. Свои особенности закрытого манежа, особенно на разминке, когда на одной площадке одновременно находится порядка пяти упряжек и столько же лошадей в поводу - сложный эмоциональный фактор. Здесь теряется "бесстрашие уличной" лошади.
horsetimes: Как вы видите перспективы развития драйвинга в России? Что мешает его развитию и что могло бы ему помочь?
Прогресс есть, медленный, но стабильный. Потихоньку стали появляться судьи. Мы уже проводим национальные турниры без привлечения зарубежных специалистов. И это отлично, надо учиться. Тогда у нас в стране будут свои звёздные техделегаты, судьи, курс-дизайнеры. А стюарды, кстати уже есть. Мы плотно работаем с поляками, одно время сотрудничали с немцами, венграми. Но рабочие контакты на уровне профессионального спорта появились только после 2007 года. Повторюсь: для развития драйвинга в России нужны только деньги. Остальное у нас уже есть. Но следующий шаг без спонсорства, финансирования сделать невозможно.
Если учесть, что в России драйвинг, как профессиональная дисциплина, начал развиваться с 2009 года, (я ни в коем случае не умоляю достижения спортсменов конца девяностых-начала двухтысячных, но это только период становления), то те восемь вовлечённых регионов и почти 80 экипажей, что мы имеем на сегодняшний день, — это очень даже хорошо! Все больше экипажей принимают участие в квалификационных турнирах, а некоторые даже выезжают на соревнования за границу. Например, Попова и Бурбанк впервые выступили на чемпионате мира и заняли 62-е место.
horsetimes: Выход на уровень Чемпионата мира, это огромный шаг вперед! Как вы оцениваете этот результат?
Представьте, Чемпионка России приезжает на Чемпионат мира и занимает 62 место..., а остальные наши спортсмены тогда где? Пока не будет специализированных площадок, пока не будет возможности покупать спортивных лошадей международного уровня, пока не будет регулярного стабильного календаря турниров, которые проводятся не по остаточному принципу (ну сегодня площадка пустая, так вы её берите, что с вами поделаешь) а профессионально, мы будем в хвосте списка.
Я реально серьёзно думаю, как сделать следующий шаг для развития драйвинга в нашей стране. Три основных спонсора перестали финансировать эту дисциплину. В прошлом году были пропущены и Кубок России и Чемпионат России. Сегодня крайне остро стоит вопрос со стадионами для драйвинга. Их три и все три требуют переоборудования. 2017 год будет сложный в плане проведения турниров, но мы твердо намерены развивать этот спорт, несмотря ни на какие преграды.
Автор: Редакция
https://www.traditionrolex.com/42
Комментарии (0)