История из архива Дмитрия Першеева
https://www.traditionrolex.com/42
https://www.traditionrolex.com/42
horsetimes ведет летопись Победы. В рамках специального проекта "Наша Победа" мы публикуем историю нашего читателя Дмитрия Першеева - директора музея отечественной военной истории, расположенного на территории КСК "Дивный".
"Брат моего деда - Борис Андреевич Петров родился в Санкт-Петербурге в 1907 года в семье обедневших к началу ХХ века дворян. Перед войной Борис Андреевич жил в Ленинграде, защитил кандидатскую диссертацию по экономике. С 8 сентября 1941 года Ленинград находился в блокаде. В результате бомбардировок фашистской авиации сгорели продовольственные Бадаевские склады, продовольственное обеспечение по карточкам было скудным, в Ленинграде начался голод. Как кандидат наук Борис Андреевич имел «бронь» от призыва на фронт, но осенью 1941 года он пошел в народное ополчение в звании рядовой. Борис Андреевич уходил на фронт сильно ослабленным от голода. Он был переведен 16.12.41 в 86 стрелковую дивизию, дивизия воевала на "Невском пятачке". Весной 1942 года семье сообщили, что Борис Андреевич пропал без вести.
Из более чем 7000 бойцов и командиров 86-ой стрелковой дивизии выжил один…
История гибели 86 стрелковой дивизии и почему не было похоронок
В сентябре 1941 года германская группа армий "Север" под командованием генерал-фельдмаршала Лееба отрезала Ленинград от остальной страны. Оставалась только Ладога - единственный водный путь из города на Большую землю и обратно. Началась невиданная по своей жестокости в истории человечества 900-дневная голодная блокада трехмиллионного мегаполиса.
Разорвать кольцо окружения и деблокировать город на Неве решено было на самом узком участке - шлиссельбургско-синявинском выступе, где гитлеровцы вбили клин десятикилометровой ширины между войсками двух фронтов - Ленинградского и Волховского. Этот выступ немцы назвали "фляшенхальс" - "бутылочное горло". Используя благоприятные для обороны условия местности, враг в кратчайшие сроки возвел три мощных оборонительных рубежа.
В ночь с 19 на 20 сентября батальон 4-й отдельной бригады морской пехоты, полк 115-й стрелковой дивизии и полк 1-й стрелковой дивизии НКВД из района Невской Дубровки на правом берегу Невы под ураганным огнем противника форсировали 600-метровую водную преграду и захватили вдоль левого берега реки у Московской Дубровки узкую полоску земли. Далее им продвинуться не удалось.
Таким образом, зацепившись за крутой и обрывистый берег высотой более 20 м, краснофлотцы и красноармейцы, неся большие потери, удерживали крохотный плацдарм, метко названный "Невским пятачком". Начались изнурительные бои. Они велись днем и ночью с невиданным ожесточением и упорством. Гитлеровцы бросали в атаки все новые подразделения. Не раз дело доходило до рукопашной. Немцы в буквальном смысле слова перепахивали снарядами и бомбами "пятачок", на котором не осталось ни деревца, ни кустика. Здесь царила страшная картина опустошения и смерти.
У нас же ощущался крайний недостаток в мощных средствах подавления противника, не хватало артиллерии, танков, авиации. Зато каждую ночь регулярно посылались на плацдарм людские подкрепления для восполнения урона. Раненых на правый берег не переправляли, они в муках истекали кровью. Да и вообще из прибывших на "пятачок" никто не возвращался обратно. Однако полуголодные, физически ослабленные, израненные защитники плацдарма сражались до конца с яростью обреченных, стояли насмерть. Впрочем, другого выхода у них и не было...
Для того чтобы хоть как-то выжить, советские бойцы вгрызались, как кроты, в землю, строили подземные ходы сообщения, разобрав для этого все деревянные дома и надворные постройки села Московская Дубровка. Однако и после этого немногим удавалось оставаться в живых более трех дней.
К весне 1942 года на плацдарм все реже и реже перебрасывались очередные десанты. "Пятачок" таял буквально на глазах. На нем оставалось все меньше и меньше воинов, способных держать оружие. И вот когда плацдарм оказался отрезанным от правого берега Невы ледоходом, гитлеровцы овладели им полностью. 29 апреля в 21.00 прервалась последняя связь с "пятачком".
В живых остался только начальник штаба 330-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии майор Александр Соколов. Мастер спорта по плаванию и чемпион Приволжского военного округа, он, несмотря на серьезное ранение, сумел переплыть холодную Неву...
86-Я СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ
В спешном порядке была сформирована в Ленинграде в июле 1941 года из добровольцев. 20 июля отправлена на фронт, попала в окружение и только 19 августа ее остатки прорвались из вражеского кольца.
После пополнения и переформирования 17 сентября 1941 года маршем выступила в район Невской Дубровки, откуда 20 октября в 0.30 под покровом темноты двумя стрелковыми полками, успешно преодолев водную преграду, вошла в соприкосновение с противником на плацдарме. В следующую же ночь, несмотря на отсутствие необходимого количества переправочных средств и сильнейший огонь немцев, дивизия произвела повторную переправу своих резервов на "Невский пятачок".
Ведя непрерывные ожесточенные бои на плацдарме в течение 20 дней, соединение в условиях открытой местности несло большие потери в личном составе и материальной части. На протяжении шести месяцев пребывания на плацдарме было убито и ранено свыше 7000 бойцов 86-й сд.
В конце апреля 1942 года противник, воспользовавшись ледоходом на Неве и невозможностью переправы с правого берега подкреплений, пошел в наступление на "пятачок". Тогда погибла и 86-я стрелковая...
Затем ее сформировали вновь, и она участвовала в прорыве Ленинградской блокады в январе 1943 года."
horsetimes собирает истории о войне в проекте "Наша Победа". Во имя мирного будущего мы предлагаем вам заглянуть в семейные архивы и вспомнить фронтовые истории, а также поделиться мыслями относительно событий Великой Отечественной войны. Присылайте истории на maria@horsetimes.ru.
Автор: Редакция
https://www.traditionrolex.com/42
Комментарии (0)