Александр Щерба: «В спорте интересен победитель и его потенциальный соперник. Когда команда на девятом месте, она не интересна»
https://www.traditionrolex.com/42
https://www.traditionrolex.com/42
Заслуженный тренер РСФСР, пятикратный чемпион СССР по конкуру и чемпион Спартакиады СССР 1979 года Александр Щерба вот уже 20 лет живет в Америке. Его самыми знаменитыми воспитанниками были золотой медалист Московской Олимпиады Вячеслав Чуканов на Гепатите и серебряный призер Чемпионата Европы и Всемирных конных игр Нина Менькова на Диксоне.
#horsetimes удалось взять интервью у заслуженного тренера и узнать некоторые интересные факты.
horsetimes: Александр Александрович, Вы живете в Америке уже 20 лет. Как получилось, что Вы переехали?
А.А.Щерба: Получилось случайно. Появилась возможность, и мы поехали посмотреть Америку. Тогда было немного выездов за рубеж. Когда мы приехали и посетили крупные первые соревнования, меня сразу узнали и предложили провести мастер-классы. С так называемых «клиник» я и начал. На них собиралось по 30-40 человек за раз. Потом мне дал рекомендацию Бертран Де Немети, которому к тому времени было уже 80 лет. Наши друзья отвезли меня к нему, и он пришел в восторг. Написал рекомендательное письмо для Федерации конного спорта США, что помогло мне получить рабочие бумаги.
horsetimes: Тяжело ли было адаптироваться в другой стране?
А.А.Щ: Было тяжело адаптироваться, потому что у нас был совершенно другой понятийный аппарат. И в плане спорта мы понимали все по-другому. Нас вырастили и воспитали с запросом на победу во всех соревнованиях и во что бы то ни стало. Меня не совсем понимали спортсмены, когда после езды я объяснял их ошибки, вместо того, чтобы похвалить.
horsetimes: Что самое интересное и запоминающееся из жизни в Америке можете рассказать? Что удивило?
А.А.Щ: Когда мы приехали в США, у нас любительского спорта почти не существовало, мы были профессионалами. С любительским спортом встретились только здесь. Увидели непонятные для нас уровни - левелы. Разрыв между профессиональным спортом и любительским оказался огромен.
horsetimes: Российская сборная по выездке получила лицензию на Олимпийские игры в Токио в 2020 году, как Вы это оцениваете?
А.А.Щ: Хорошо, что команда наконец получила командный допуск на Олимпиаду! Желаю успеха!
horsetimes: Считаете ли Вы, что будущее российского конного спорта за детско-юношеским спортом?
А.А.Щ: Будущее за молодыми всадниками. Жизнь идет в одном направлении. Радует, что в России популярен конный спорт, что большое число детей и юношей вовлечены в процесс. Но нельзя делать ставку только на молодежь, не поддерживая возрастных спортсменов. Имею в виду финансово и морально. Им держать планку хотя бы в выездке. У нас гораздо больше по-настоящему хороших спортсменов, чем кажется, но они финансово не могут позволить себе выступать. В 80-х годах была попытка разрушить конный спорт: вначале ограничили вес всадников. Было глупо и смешно. Многие конкуристы ушли тогда в такси работать и в спорт так и не вернулись. В результате у нас не оказалось готовых опытных лошадей для молодых всадников. Потому что учить молодых всадников надо на опытных лошадях. Чтобы всадник учился маршрутам от лошади, а не наоборот. Потом еще была попытка: решили ввести возрастное ограничение для всадников. Точно не помню, но кажется предел был 40 лет. Если ты не в сборной или временно вышел из нее, то пути обратно не было. В то время тоже ушло много конников. Например, Нина Менькова чуть не попала под это правило. Диксону только исполнилось 7 лет, и он был готов к Большому призу. Мы приехали на Зимний чемпионат СССР в Битцу, а на нем объявляют, что Диксон пойдет не в зачет, а под номером ноль. Пришлось устроить скандал. Я сказал, что если им не нужны медали, то пара вообще не будет выступать. Нину допустили, и она выиграла с результатом за 70%, первое Гран-при в жизни Диксона и снова вошла в сборную.
horsetimes: С какими трудностями сталкивались ваши ученики на тренировках с Вами?
А.А.Щ: Проблемы языкового барьера существует, а также непонимание, что всадник имеет в своем кругозоре. Все исходят из набора знаний. В разных странах он совершенно разный.
horsetimes: Как относятся к российским всадникам за рубежом?
А.А.Щ: Никак. Это спорт, а в спорте интересен победитель и его потенциальный соперник. Когда команда на девятом месте, она не интересна (Команда России заняла девятое место на Чемпионате Европы по выездке в Роттердаме в августе 2019 года - примечание редакции). Когда мы приехали в США, меня на крупном турнире узнали члены сборной США, потому что я был тренером Нины Меньковой и Диксона. Диксон был также популярен, оказывается, как и позже Тотилас. Только мы в СССР этого не знали. Мне подарили четыре часа видеозаписи с его выступлениями с 1989 по 1991 год. Был и те, кто летал из США на все соревнования с участием пары. Я к своему стыду не знал девочек из американской команды, только помнил их лица, потому что они в те годы даже в 20-ку не входили. Когда мы выходили в победители, нас уважали и знали по именам. Эрик Шабайло в Гамбургском дерби, одном из самых сложных испытаний для всадника и лошади, записан в книге рекордов немцев как проехавший чисто маршрут. Еще громкие советские фамилии, которых знали все: Филатов, Кизимов, Петушкова.
На заметку конкуристам, которые жалуются, что лошади все не те. В 60-м году на Гамбургском дерби и барьеры те же были, и высоты те же. Эрик Шабайло отпрыгал чисто. Татьяна Куликовская - четвертая, команда – вторая. Может не в лошадях все-таки дело?
horsetimes: Как считаете, сможет ли привлечение мастеров мирового масштаба помочь российским всадникам достичь определенных высот?
А.А.Щ: Привлечение мастеров мирового масштаба хорошо для расширения кругозора молодых всадников. Состоявшемуся всаднику скорее может помочь лишь в каком-то нюансе. Для выращивания полноценного спортсмена, нужна система. Я сам последние 25 лет веду мастер-классы и вижу, что люди, которые увлекаются мастер-классами, не имеют наставника, в основном имеют кашу в голове и не делают большого прогресса, по моему опыту.
horsetimes: Кто из Ваших учеников вызывает особую гордость и почему?
А.А.Щ: Слава Чуканов. Его доброта, открытость и желание быть первым. Он всегда хотел быть только первым. Юношей горячился и проигрывал, позже научился спокойствию и победам. Нина Менькова на Диксоне. Повторюсь, нам подарили американцы два года записи пары. Вороной конь настолько был популярен, что люди летали его смотреть на другой континент. В Париже в 1991 году у Меньковой был фурор!
horsetimes: Какое качество или умение является главным для всадника?
А.А.Щ: Любовь к лошади – это больше, чем талант. Некоторые всадники не любят лошадь. В экстремальной ситуации они снимают свою фрустрацию на лошади, в первую очередь, что не приводит к положительному результату. Из умений главное – чувствовать лошадь, это говорил Джеймс Филлис, и я с ним полностью согласен.
Автор: Редакция
https://www.traditionrolex.com/42
Комментарии (0)